Фильм “Любовь земная”. Личная жизнь и интрижки, оставшиеся за кадром
21 июля 1975 года состоялась Всесоюзная премьера фильма “Любовь земная”. Что значит Всесоюзная премьера? Это одновременный показ картины в самых лучших кинотеатрах страны, это миллионные афиши, это встречи создателей фильма со зрителями еще до выхода фильма. Как бы сейчас написали – промоушен.
Но не было в те годы никаких промушенов, а вот Евгению Матвееву – режиссеру фильма, который в нем и сыграл и главную роль, многие коллеги очень даже завидовали, потому как далеко не всякий фильм был удостоен такой чести. Только два советских фильма в год могли претендовать на финансирование из бюджета широкой Всесоюзной премьеры.
В 1974 году был очень популярен роман “Судьба” писателя Петра Проскурина. Когда Евгений Матвеев прочитал его, то он сразу решил , что будет снимать по нему фильм. Затронула его эта тема. Как потом позже признавался Евгений Семенович, он снимал фильм о себе. И в его жизни была такая история, когда он стоял перед выбором – уйти из семьи или забыть любимую женщину. Имени своей любимой он никогда разглашал. Годы спустя, уже после его смерти, многие узнали, что это была актриса Вия Артмане. Их роман закрутился после съемок фильма “Родная кровь”, который снимали в 1963 году.
Кадр из фильма “Родная кровь”
Оба были несвободны. Они нашли в себе силы поставить точку в своих отношениях. И лишь после смерти Евгения Семеновича Вия Артмане рассказала своим близким о том, что в 1965 году родила дочь Кристину от Матвеева, а не от мужа. Знал он об этом или нет – кто теперь знает… Их нет в живых, пусть их история любви так и останется тайной.
Прошло уже больше десяти лет после их романа, но история Захара Дерюгина, который так поздно встретил свою любовь, видимо, всколыхнула, раны Евгения Семеновича. Хотя к тому времени он был уже 27 лет , как часто пишут, счастливо женат. Сын, дочь, крепкий тыл, премьерный семьянин. Его супруга Лидия Алексеевна была очень мудрая женщина, как и Ефросинья из фильма, который снимет ее муж. Она многое чувствовала, терпела, но семью сохранила.
Заявку на фильм одобрили быстро, тогда были очень популярны фильмы именно о сельской жизни. Неизвестно, если бы эта любовная драма разворачивалась в городе – все бы было так просто?
Сценарий к фильму Матвеев попросил написать автора повести. Петр Проскурин согласился, но подвел в самый последний момент – не были прописаны многие сцены и диалоги. Матвеева выручил его друг, сценарист Валентин Черных.
Вдвоем они (сутки напролет) сидели и писали сценарий, но когда отнесли показать его Петру Проскурину, тот сильно разозлился. Не понравился ему один вымышленный персонаж – деревенский дурачок. Почему – то он посчитал, что это “камень в его огород”… Был серьезный конфликт – Проскурин поставил условие, чтобы в титрах фильма, автором сценария был указан только он. Черных согласился, деньги за работу он уже получил. Но Матвеев потом все же добился, чтобы фамилия друга была тоже указана . Ему очень важно было, чтобы все было по справедливости.
В общем, вот такая не очень красивая история случилась в самом начале создания картины.
Евгений Матвеев вместе с Валентином Черных долго искали актера на роль Захара. Пробовались многие достойные актеры – Вадим Спиридонов, Леонид Марков, Николай Пеньков, Петр Вельяминов, Владимир Носик, но в итоге Захара Дерюгина Евгений Матвеев решил играть сам.
На роль Ефросиньи даже не было формальных проб. Матвеев хотел снимать только Зинаиду Кириенко. Почему?
Во – первых, она идеально подходила для этой роли. Во – вторых, несколько лет назад он пообещал ее снять в своем фильме. Пообещал, чтобы она не обижалась, когда он не стал ждать ее выхода после родов для съемок в картине “Почтовый роман” и пригласил другую актрису. А еще он хотел поддержать актрису, так к тому времени ее почти не приглашали на главные роли, она была в негласном списке нежелательных актрис. А все потому, что отвергла ухаживания одного высокопоставленного партийного чиновника.
Евгений Семенович повел себя в этой ситуации достойно и отстаивал именно ее кандидатуру, хотя ему многие и намекали, что из -за Кириенко могут последовать партийные неприятности или вовсе денег на фильм не дадут.
Ольга Остроумова тоже была утверждена на роль Мани Поливановой без проб. Режиссеру Остроумова очень понравилась после роли Жени Комельковой в картине “А зори здесь тихие…”. Роль Ольге Остроумовой показалось интересной, только вот ее очень смутили постельные сцены и она попросила их снимать менее откровенно. Матвеев учел ее пожелания и на экране все было страстно, но достойно.
После выхода фильма все равно Матвееву приписывали роман и с Кириенко, и с Остроумовой , а также с Валерией Заклунной, которая сыграла в фильме сестру Захара Дерюгина. Валерия Заклунная тоже попала в фильм без отбора. До этого она вместе с Евгением Матвеевым играла в драме “Сибирячка”. У них были вполне дружеские отношения, но не более того…
Снимали фильм не в одной конкретно взятой деревне, а в разных. Причем находились они в Московской,Калужской, Смоленской, областях. Съемки шли несколько месяцев, ко многим актрисам, (да и к актерам) на выходные приезжали жены, мужья, дети. Атмосфера на площадке была вполне дружеская.
В картине сыграли замечательные актеры – Юрий Яковлев, Ирина Скобцева, Владимир Самойлов, Виктор Хохряков, Александр Потапов, Станислав Чекан, Муза Крепкогорская, Валентин Брылеев, Юрий Леонидов (II), Вадим Спиридонов, Валентина Владимирова, Лидия Ольшевская, Владимир Носик, Валентин Черняк, Александр Вигдоров, Владимир Плотников, Валентина Ушакова, Николай Юдин, Александр Лебедев, Валентина Клягина, Николай Викулин.
Благодаря им фильм получился очень искренним и жизненным. Только в первый год проката его посмотрели больше 50 миллионов зрителей.
Но были и такие, кому фильм категорически не понравился
В популярный тогда журнал “Работница” приходили сотни писем от женщин со всей страны, семьи которых разрушили эти самые любовницы или вот – вот намеревались это сделать.
В фильме они увидели оправдание мужской измены и на полном серьезе требовали партию, прессу и всю общественность запретить к показу “Любовь земную“. Такого поворота никто не ожидал, но тогда к голосу народа прислушивались, надо было решить проблему. Евгению Матвееву и другим создателям картины пришлось ездить на встречи со зрительницами, встречаться с лидерами профкома предприятий, на которых работали в основном женщины. Они рассказывал о чувствах главного героя, о том, что они поддерживают крепкие семьи, заодно обсуждали и другие насущные проблемы.
Евгений Матвеев был красив, обаятелен, женщины слушали его с придыханием. Женский гнев в стране был подавлен. Никаких препон к показу фильма больше не было.
А в конце октября 1977 года зрители увидели уже продолжение картины, двухсерийный фильм “Судьба”.
Те же герои, тот же роман Петра Проскурина, только действие уже происходит во время войны.
Трагические события жизни односельчан, семьи, да и самого Захара Дерюгина.
Визитной карточкой этого фильма стала песня ” Эхо любви” в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко.
Евгений Матвеев часто говорил, что “Эхо любви” его самая любимая песня. Любовь или эхо любви – вот что главное в жизни. Об этом и фильмы Евгения Семеновича Матвеева. Он был откровенен в своих картинах. Зрители оценили это. “Любовь земная” и “Судьба” пересматривают вновь и вновь, и неважно как давно они были сняты…
Источник: Дзен “Экран”