В Минске появились борцы с «потребительским экстремизмом». Как отстоять свои права, рассказывает юрист

Минчанин пожаловался на некачественно установленную дверь. В ответ фирма привлекла на свою сторону специалиста по «потребительскому экстремизму». Чем закончилось это дело, и как защитить свои права, если продавец не уступает — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Щит закона

Согласно третьему закону Ньютона, это должно было случиться. Помните школьный курс физики? Действие всегда рождает противодействие. В нашем случае у общественных защитников потребителей появился противник. Некая ассоциация, в чью задачу входит, цитирую дословно с их сайта: «обеспечение противодействия «потребительскому экстремизму». Правда, есть существенная закавыка. Законодательно термин «потребительский экстремизм» нигде не закреплен. Сам «потребитель» есть, а навешивать ему обидные ярлыки недопустимо. Поэтому организация обеспечивает противодействие тому, чего юридически не существует.

И один такой бой между защитниками потребителей и теми, кто встал на сторону тех, на кого напал потребитель, состоялся. А чтобы читатель окончательно не запутался, кто на ком стоял и с кем дрался, перейдем сразу к теме.

Договорные отношения

Эта история началась с того, что житель Минска решил установить в своем загородном доме металлическую входную дверь, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько. — Покупка предполагала и последующую установку двери, то есть все как обычно. Надо сказать, что фирма-изготовитель — предприятие довольно крупное, имеет свои магазины, где будущее приобретение можно рассмотреть и пощупать. Поскольку заказ был индивидуальным, в назначенное время прибыл замерщик. Покупатель еще раз обсудил вопрос с установкой двери, ему подтвердили: мол, не извольте беспокоиться, все будет как положено. Стороны заключили договор.

— На изготовление вместе с установкой?

Вы верно ухватили суть. В договоре было указано только изготовление. Что касается установки, то замерщик буквально карандашиком приписал на договоре сумму «90 рублей». За эти деньги, по его словам, специалисты вставят коробку и дверное полотно в проем. В общем, клиент внес предоплату и стал ожидать исполнения заказа. По договору фирма отводила себе на изготовление двери 50 рабочих дней, но справилась быстрее — месяца за полтора. Заказ прибыл вместе с установщиком, которому хозяин после окончания работ выдал отдельные 90 рублей.

ремонтник газовик сантехник

Фото носит иллюстративный характер, Depositphotos

Стрелочник

А затем обнаружился брак…

Увы. И ручка в дверях болталась, и полотно прилегало неплотно, и откосы оказались кривоваты, и так далее. Хозяин возмутился: забирайте всю конструкцию и возвращайте деньги. После продолжительных переговоров представители фирмы дверь с петель сняли, поставили вместо нее временную и уехали устранять брак. На этот раз ожидание было недолгим. Уже через неделю фирма бодро сообщила, что крепеж ручки подвинчен, уплотнители заменены. Что касается остального, то это уже вопросы к установщику. Само предприятие заказ выполнило качественно, мелкий казус с ручкой устранен, встречайте свою дверь и пользуйтесь.

Так она же не закрывается!

А фирма указала на договор, где значилось только изготовление. Тот факт, что установщик работал от их имени, в тексте документа не отражен. Случайный человек решил подзаработать, с кем не бывает.

Глупости какие! А откуда он взялся?

Вот поэтому мы и обратились с исковым заявлением в суд. На заседании выяснилось, что юрист, представляющий интересы ответчика, как раз входит в ассоциацию, обеспечивающую противодействие «потребительскому экстремизму».

???

Фирма временно приняла его на работу в штат. Видимо, это дешевле, чем оплачивать разовые гонорары наемным адвокатам. Позиция ответчика в лице борца с потребительским экстремизмом была прежней. Сама дверь изготовлена качественно, в браке виноват установщик. Накосячил в прямом смысле слова, но фирма за его грехи ответственности не несет.

Надо отдать должное профессионализму, да и просто житейскому опыту судьи. Он усомнился, что установщик совсем уж случайный человек. Так не бывает. В несколько кликов компьютерной мышью судья выяснил, что фирма уплачивает за этого специалиста взносы в Фонд социальной защиты населения.

То есть состоит с ним в трудовых отношениях и обеспечивает пенсию. Ай-яй-яй! Некрасиво врать суду. Я сейчас о борце с потребительским экстремизмом.

Да, получилось неловко. Как бы то ни было, судья вел процесс беспристрастно. Из материалов дела следовало, что фактически имел место комплексный договор как на изготовление, так и на установку двери. Ведь услугу предложила сама фирма, она же направила установщика. Ответчику возразить было нечем.

По обоюдному согласию

— И в потребительском экстремизме вашего подзащитного не обвиняли?

Ирония принимается. Нет, не обвиняли. Хотя нанятый специалист в этой области был все-таки опытным юристом. Он понимал, что если дело будет проиграно, то на фирму могут наложить еще и штраф в размере суммы иска. Менее затратно пойти на мировую. То есть расторгнуть договор, вернуть истцу деньги, компенсировать расходы, погасить моральный ущерб. Мы с нашим подзащитным согласились, судья также не возражал.

Анна Борисовна, если подытожить ситуацию, то что вы посоветуете нашим читателям?

Разумеется, следует внимательно читать договор. В нашей истории была еще одна любопытная деталь, о которой я не упомянула. По общему правилу исковое заявление в суд подается по месту нахождения ответчика. В договоре, который заключал наш подзащитный, таким адресом значился Могилев. Именно в областном центре оказалась зарегистрирована фирма. Каждый раз ездить на судебные слушания за 200 км и обратно обременительно, поэтому документы мы подали в районный суд Минска. Ответчик, разумеется, был недоволен и даже писал жалобу, но ее отклонили. Закон позволяет подавать иск в суд и по месту исполнения договора. В целом выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Такие дела.