Могут ли протесты в Иране привести к политическим изменениям в стране?

Протесты, спровоцированные смертью молодой девушки, задержанной полицией нравов за ненадлежащее ношение хиджаба, продолжаются в Иране уже неделю. Против чего еще протестуют недовольные? Тем временем власти готовят для граждан аналог российской прямой линии с президентом

Протест в связи со смертью Махсы Амини. Тегеран.
Протест в связи со смертью Махсы Амини. Тегеран. Фото: WANA/Reuters

Обновлено 25 сентября в 13:40

У посольства Ирана в Москве задержали восемь иранцев, которые вышли поддержать своих соотечественников.

В самом Иране уже около недели не утихают массовые протесты. Они начались после гибели местной жительницы, которую полиция нравов задержала за неправильное ношение хиджаба. В полиции смерть девушки объяснили сердечным приступом, но ее родственники настаивают, что она была здорова, а очевидцы утверждают, что задержанную до смерти избили силовики и что она умерла из-за перелома черепа.

Иранцы выходят на улицы в знак протеста и выкрикивают антигосударственные лозунги. Полиция применяет слезоточивый газ и открывает огонь на поражение, есть погибшие и раненые. Президент Ирана поручил срочно расследовать гибель девушки, причастные к этому полицейские задержаны, протесты немного утихли, но не прекратились. Власти Ирана готовят аналог российской прямой линии с президентом, рассказывает гид из Ирана Элина Монтасэри:

— С сегодняшнего дня все тихо, а в Тегеране и в северной части Ирана были протесты. Но вчера в Исфахане, так как у меня сейчас там туристы, и они спокойно гуляют, и там не было никаких демонстраций, не усиливается, затишье, потому что тех, которые были зачинщиками, их уже арестовали, а молодежь уже, та, другая молодежь, без своих зачинщиков не может протестовать, боятся. Требуют смены режима. В Иране это у нас бывает часто, у нас сегодня религиозный выходной, после этих выходных хотят организовать разговор, чтобы каждый мог созвониться с президентом Раиси, ну, как Путин делает, что-то вроде этого хотят сделать.

— Прямая линия?

— Да, хотят вот это устроить.

Могут ли вообще протесты иметь какие-то политические последствия? Комментирует старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин:

— В 30 провинциях, а в Иране 31 провинция, проходят с разной интенсивностью акции протеста. Уже погибли от 35 до 50 человек, огонь на поражение и по другим причинам.

— Вроде как интернет отключают?

— Да, уже отключили давно. Если учитывать, что в Иране около 70-75% населения используют интернет, то, конечно, это довольно сильный удар по оппозиционерам, безусловно, это расшатывает режим. Смерть этой девушки стала триггером всех этих акций протеста. Но ведь этому была подготовлена определенная база недовольства, потому что ситуация экономическая в стране очень тяжелая, и не только из-за санкций США, но и не совсем правильного руководства экономикой. Уровень жизни населения падает постоянно. Надо сказать, что в Иране протесты — это не что-то новое. В 2009 году было выступление тоже широких народных масс против, как считают, подделки итогов выборов президента, и тогда также женщины принимали активное участие, срывали с себя хиджабы, делали себе сверхвызывающие макияжи. Но все-таки в итоге оно было подавлено. Система безопасности в Иране очень серьезная. Конечно, эти силы способны подавить выступления на данном этапе, я так думаю.

— То есть опять ничего не изменится, в общем-то?

— Ну, почему не изменится, многие и депутаты меджлиса, и религиозные деятели говорят о том, что, может быть, стоит ликвидировать эту полицию нравов. Какие-то изменения грядут.

— Но власть точно удержится.

— Я думаю, безусловно, конечно.

В основном на протесты выходят молодые люди, отмечают эксперты. По их мнению, иранским властям нужно провести экономические, управленческие и социальные реформы. Также следует договориться о ядерной сделке, без этого США не снимут с Ирана финансовых санкций, а это помогло бы поднять уровень жизни населения.

Источник: bfm.ru