Баба-Яга советского кино: жизнь талантливого актёра
Георгий Францевич Милляр один из самых необычных, самобытных и талантливейших советских актеров.
Своих сказочных злодеев знаменитый советский актер сыграл много лет назад, но до сих пор его никто не превзошел. Он снялся в 16 киносказках режиссера Александра Роу, а в некоторых фильмах исполнял сразу две, а то и три роли. Без Георгия Милляра ни один фильм Александра Роу не имел бы такой колоссальный успех. Георгий Францевич своих персонажей придумывал сам, и этот процесс был не менее увлекательным, чем сами сказки. Актер не боялся выглядеть в кадре некрасивым, наоборот, брил голову наголо и избавлялся от бровей, чтобы гримерам было легче работать с образом сказочного персонажа.
Родился Георгий в 1903 году в очень состоятельной семье: его отец был французским инженером, приехавшим в Россию для строительства мостов, а мать – наследницей династии крупных золотопромышленников. Семья была очень обеспеченной, и мальчика воспитывала гувернантка, обучавшая его музыке, литературе и языкам. Георгию было три года, когда его папа скончался. Но даже после смерти отца их семья не бедствовала, они по-прежнему жили в роскошной квартире в столице, владели дачами в Подмосковье и Геленджике.
Искусством будущий артист заинтересовался рано, все благодаря своей тете-актрисе. Театр настолько впечатлил мальчика, что тот постоянно устраивал домашние представления для многочисленных гостей.
После 1917 г. от внушительного имущества семьи ничего не осталось, а жизнь семьи в корне изменилась. У них отняли квартиру и дачу в Подмосковье, теперь им полагалась лишь комната в коммуналке. Георгий предусмотрительно скорректировал французскую фамилию Милье на Милляр, а в дальнейшем никогда не упоминал о своем происхождении и превосходном знании иностранных языков, заполняя анкеты на работу.
В целях безопасности мама уехала с наследником в Геленджик. Там мальчик окончил школу и сразу устроился простым бутафором, хотел быть причастным к театру. Возможность сыграть первую свою роль ему вскоре представилась, когда артистка, исполнявшая Золушку, заболела. На сцене Милляр прекрасно воплотил образ сказочной героини. После этого Георгий Францевич отправился покорять Москву. Там он стал полноправным членом труппы при Московском театре Революции. В 1941-м артист покинул сцену учреждения ради кинематографа. Сниматься начал с эпизодов, а первую крупную роль получил от Александра Роу в сказке «По щучьему велению», сыграв царя Гороха. Фильм имел огромный успех и следом за ним Роу поручили снять «Василису Прекрасную», где Милляр воплотил на экране тот самый легендарный образ Бабы-Яги, который сам прорабатывал и впоследствии корректировал.
После этого уж какую только нечисть не воплощал артист на экране: и черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и подводного царя Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», и оборотня Кастрюка из сказки о Финисте-Ясном соколе, слугу водяного Квака в «Марье-искуснице». Но его Баба-Яга и Кощей Бессмертный до сих пор считаются его эталонными фирменными злодеями.
Артист отчаянно пытался сменить амплуа, участвуя в фильмах «Кавказская пленница» и «Баллада о Беринге и его друзьях», однако зрители до сих пор ассоциируют Милляра с Бабой-Ягой. В его фильмографии набралось более 200 работ, последняя роль была в ленте «Ка-ка-ду», сыгранная в начале 90-х.
К сожалению, серьезных и главных ролей в кино артист так и не дождался, а мечтал сыграть – Суворова, Цезаря, Вольтера.
Незадолго до своей смерти он написал стихотворение, где рассказал о своем главном неосуществленном желании: исполнить драматическую роль. «А, наверное, было бы здорово под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти», — гласили строки произведения. Звание народного артиста он получил только в 85 лет, а отдельную квартиру от государства – после 70 лет (как раз в эпоху “застоя”). Хотя у него случались романы, почти всю жизнь он оставался одиноким.
До 65 лет Милляр жил вдвоем с матерью, и только после ее смерти женился на 60-летней соседке. Поначалу она отказала, сославшись на то, что мужчины ей в ее возрасте уже не нужны. Георгий не растерялся: «Я не мужчина, я Баба-Яга». Так известный сказочный образ и природное чувство юмора помогли актеру покорить сердце избранницы. Он был непростым человеком: очень образованным, с широким кругозором, свободно владеющим тремя языками, с глубокими знаниями в области литературы и искусства. сумевшим вынести тяготы смены власти и войны. Несмотря на публичность профессии, он был скромным и застенчивым человеком, никогда ни у кого ничего не просил и не требовал благ от государства, не афишировал свое аристократическое происхождение. Очень любил детей и до глубокой старости с удовольствием выступал живьем перед детской аудиторией. А если выступал перед воспитанниками детдомов, то непросто отказывался от гонорара, он покупал подарки для своих маленьких благодарных зрителей.
С узнававшими его на улице людьми, вежливо здоровался, приподымая шляпу. Георгий Францевич сохранил трезвость суждений и ясность ума до конца жизни, был интереснейшим собеседником с отличным чувством юмора и багажом знаний.
Умер актер тихо, во сне, 4 июня 1993-го.
Фото: Legion Media
Источник: woman.ru