Самолеты судного дня
Si vis pacem, para bellum – крылатая фраза, актуальная в любое время. И она вовсе не является вестником, или звоночком. Напротив, принцип “хочешь мира, готовься к войне” существенно повышает уверенность в завтрашнем дне и вселяет спокойствие. Принятие ключевых решений в случае нештатных ситуаций, происходящих в стране и мире, лежит на первых лицах. Для осуществления управленческих функций требуется безопасность и связь. Если этих условий не удаётся достичь на Земле, то нужно обращаться к другой стихии – к воздуху.
Воздушно-командный пункт ИЛ-80
Для этих целей в конце 80-х годов прошлого века в Конструкторском бюро Ильюшина был разработан специальный самолёт – воздушный командный пункт (ВКП, ВзПУ). Будучи построенным на базе пассажирского ИЛ-86, его отличия сразу бросаются в глаза: отсутсвие иллюминаторов, минимальное количество люков, крупный накладной отсек для различного оборудования в носовой и на верхней части фюзеляжа, дополнительные отсеки на крыле, штанга для дозаправки в воздухе, множество антенн на фюзеляже для спутниковой, радиорелейной и специальной связи, включая коротковолновую антенну для связи с подводными лодками. ИЛ-86 не зря был выбран в качестве “донора”, ведь его внутренний объём велик, что позволяет разместить на борту большое количество радиоэлектронной специальной аппаратуры и систем её питания.
После длительных испытаний первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования. 1 декабря 2015 года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления второго поколения. Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и в конце 2015 года был передан заказчику.
Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи. “Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск”, – говорит заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков. – В составе корпорации работы над БКТС ведёт нижегородское НПП “Полет”. Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название “самолета Судного дня”.
Новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением. Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генерального штаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения. Как сообщалось ранее, в настоящее время “ОПК” уже приступила к разработке воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.
Лётно-технические характеристики Ил-80:
Двигатели:
- 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
- 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
Тактико-технические характеристики:
- Экипаж — 5 чел. (летный состав)
- Длина — 59,5 м
- Размах крыла — 48,1 м
- Высота — 15,8 м
- Площадь крыла — 320 кв.м
- Масса взлетная нормальная — 208000 кг
- Скорость максимальная — 970 км/ч
- Скорость крейсерская — 850 км/ч
- Скорость посадочная — 275 км/ч
- Дальность полета — 3600 км
- Практический потолок — 11000 м
Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
- На фюзеляже расположены следующие антенны:
- КВ-приёмная антенна.
- КВ-передающие антенны.
- СДВ-передающие выпускные антенна.
- СДВ-приёмная антенна.
- Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.
Boeing E-4 National Emergency Airborne Command Post
Уже упомянутые выше “Самолёты судного дня”, разработанные в США, были построены на основе планера Boeing 747—200 заводе Boeing в 1974—1978 и имели индекс E-4A. В 1979 году был построен модернизированный E-4B. Внешне он отличался наличием большого обтекателя, закрывавшего антенны спутниковой связи сверху фюзеляжа над верхней палубой. В 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B. Все оборудование самолёта имеет защиту от электромагнитного импульса (ЭМИ) ядерного взрыва. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков. Экипаж каждого самолёта составляет от 60 до 114 человек и превосходит по численности экипажи любых других самолётов ВВС США.
На самолёте установлено оборудование для приёма топлива от самолётов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю или больше. Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Для полной дозаправки E-4B в воздухе нужны два полностью заправленных самолёта-заправщика KC-135. Название «Nightwatch» (ночной дозор) было дано самолётам E-4B первым командиром эскадрильи в честь дозора народной стражи, идущего по ночному городу с известной картины Рембрандта 1642 г. В январе 2006 г. Дональд Рамсфилд объявил, что весь флот E-4B будет выведен из эксплуатации начиная с 2009 г. Изначально предполагалось, что ежегодно будет выбывать один самолёт и процесс вывода E-4B завершится в 2012 г. Возможная замена на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.
13 января 2015 г. главный финансист министерства обороны Соединенных Штатов Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования, установленного на президентских лайнерах и воздушных командных пунктах управления всеми вооруженными силами США. Два самолета Boeing 747-200B (военное обозначение VC-25A), на которых летает глава государства, и четыре E-4B Nightwatch, являющиеся мобильными командными пунктами, должны получить высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой надежности и пропускной способности.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж — 60—114
- Длина — 70,5 м
- Размах крыла — 59,7 м
- Высота — 19,3 м
- Площадь крыла — 510 м²
- Масса пустого — 190 000 кг
- Максимальная взлётная масса — 370 000 кг
- Двигатели — 4 турбовентиляторных General Electric CF6-50E2
- Тяга каждого двигателя — 234 кН
- Макс. скорость — 969 км/ч
- Дальность полёта — 11 000 км
- Потолок — 14 000 м
- Нагрузка на крыло — 730 кг/м²
По материалам krikam.net