57-летняя программистка-пауэрлифтер из Витебска
Программистка Софья Шубцова из Витебска — известная личность в белорусском пауэрлифтинге. У нее самый элегантный возраст среди спортсменок: в апреле ей исполнится 57, — и у нее есть 13-летний внук, рассказывает onliner.by. В тренажерный зал Софья впервые пришла уже в 40+, а силовым троеборьем всерьез занялась не так давно — 10 лет назад. Сегодня у витеблянки впечатляющие результаты. В прошлом году на чемпионате страны в открытой категории она взяла в сумме 357,5 килограмма. Формула успеха проста: характер и хороший тренер. Onlíner побывал на тренировке у атлетки и узнал, зачем ей нужен такой брутальный спорт.
Софья говорит, что она «математик до мозга костей». Окончила мехмат БГУ, возглавляет отдел программного обеспечения в обувном холдинге «Марко» в Витебске. У нее есть семья и любимый внук.
А 15 лет назад в ее жизни появился еще и спорт. Вначале это был просто легкий фитнес.
— Первый раз пришла в зал в 2008 году. Немножко походила, потом родился внук Арсений, нужно было помогать дочери: Анна тогда и училась, и работала. Вернулась к тренировкам года через два. Вначале просто махала гантельками — так, килограммовыми. Сегодня это даже смешно вспоминать! Но тренер Алла, наверное, увидела во мне потенциал и предложила: «А почему бы тебе не пожать [штангу]?» Я согласилась: «Окей, давайте попробуем». И в 2010 году на городском турнире сделала жим штанги лежа на 47,5 килограмма при собственном весе 60 килограммов. Это были мои самые первые соревнования в жизни. Мне так понравилось! Да и тренер подбодряла: «Видишь, у тебя все получается». Захотелось улучшить свой результат.
Любой атлет, пусть и сто раз талантливый, не сможет «выстрелить», если не найдет «своего» тренера. Софье повезло: ей такой встретился. С 2012 года она тренируется у Сергея Валевича — известного в Витебске специалиста.
— Сергей Валерьевич стал моим наставником еще в легендарной «тридцатьчетверке» (тренажерный зал в СШ №34, культовый среди витебских бодибилдеров и один из самых старых в городе. — Прим. Onlíner). Потом он перешел работать в «Физрук Gym». Фитнес-клуб два раза менял адрес, и я всегда «курсировала» за тренером. Валевич воспитал много серьезных спортсменов. Помог он раскрыться и мне. Сергей Валерьевич очень хорошо меня понимает. Мне иногда даже кажется, что он читает мои мысли.
Через четыре года серьезных тренировок, в 2016-м, Софья решилась впервые поехать на «республику». Это был первый открытый чемпионат Беларуси. И она сразу заняла третье место! Результат — 327,5 килограмма: 120 — присед со штангой, 77,5 — жим штанги, 130 — становая тяга.
— Я такого от себя не ожидала. Был удивлен и тренер. На том турнире был довольно сильный состав, много профессиональных девочек. Женщин моего возраста на соревнованиях по пауэрлифтингу в Беларуси больше нет, я одна такая «бабушка», — смеется Софья. — По крайней мере сколько мы ни ездили на турниры, спортсменок в возрасте 50+ я там не видела. И я всегда выступала в открытой категории — не заявляться же мне одной в категорию «Ветераны». Это же неинтересно!
Позже были золото на Кубке Беларуси и серебро на Кубке Европы. А в прошлом году на чемпионате страны Шубцова в сумме взяла 357,5 килограмма.
— С 117,5 килограмма присела, 77,5 килограмма пожала и 162,5 килограмма потянула — в сумме это на 30 килограммов больше, чем на моей первой «республике».
На соревнованиях Софья чувствует «и драйв, и панику».
— Вроде бы пора и привыкнуть, но я все время очень-очень волнуюсь. И эмоции не поддаются нормальному анализу. Кажется, сердце стучит в животе. Успокаиваюсь уже к концу, к становой тяге — она в троеборье идет последней, — увидев, что за предыдущие дисциплины нет «баранки» (нулевого результата, когда пауэрлифтер выбывает из борьбы. — Прим. Onlíner). И еще я никогда не смотрю на результаты соперников, мне так проще. За этим следит тренер. А я обо всем узнаю постфактум.
Женщина тренируется шесть дней в неделю по три-четыре часа. В зал приходит вечером, после работы.
— А в седьмой день, в воскресенье, у меня, можно сказать, отдых. Так, прихожу в зал «аполлон» потянуть (тяга Аполлона Акселя — грифа большого диаметра; это упражнение из армлифтинга, на силу хвата. — Прим. Onlíner). Никому из женщин в нашем клубе, кроме меня, это неинтересно. К слову, в зале у нас подобрался такой хороший, дружеский коллектив, что меня сюда тянет магнитом.
— Софья, признайтесь: такие тренировки и такая тяга к «железу» — это уже наркотик?
— Да. Работа над собой — это уже образ жизни, привычка. У меня никогда нет такого, что не хочется идти в зал. Наоборот, тяжело, если пойти не получается — из-за болезни или после соревнований. Тренер раньше не разрешал мне заниматься целую неделю после турниров. И для меня это было так тяжело! Бывало, нарушала запрет. И он махнул на меня рукой. Теперь приезжаем с соревнований, и я в тот же вечер иду в зал и делаю становую [тягу]. Мне просто нравится физическая нагрузка, я уже не знаю, как без этого. Но простому смертному, конечно, не надо ходить в тренажерку шесть раз в неделю — вполне достаточно и трех, для здоровья.
За питанием спортсменка следит довольно строго.
— Каждый день готовлю на работу ссобойки. В основном в моем рационе рис, курица, творог, яйца. Крупа — 270—300 граммов, мясо — 500—600 граммов. Делю это на несколько порций. Завтракаю дома, а потом три-четыре раза ем на работе. Последний прием пищи — около пяти вечера — и на тренировку. После занятий могу съесть еще творога.
К соревнованиям Софья сбрасывает 3—4 килограмма, но делает это так, чтобы не потерять мышцы.
— Совсем не употребляю сахар, не ем фрукты, не позволяю себе даже яблоко. И никакой «молочки»: хоть и очень люблю, но не пью кофе с молоком. Много хожу пешком. К прошлым соревнованиям таким образом месяца за три согнала вес с 61 килограмма до 57. А в обычное время тренер мне ничего не запрещает: он знает, что я ничем не злоупотребляю. Могу в воскресенье, в свой выходной от тренировок, съесть и печенье, и пирожное.
У Софьи есть мечта — поехать на «мир».
— Очень хочу посмотреть на таких, как я, «бабушек» в пауэрлифтинге. В Беларуси, как я уже говорила, их нет. А на чемпионатах мира в моей весовой и возрастной категориях такие бывают — может, человек пять-десять. Меня включили в сборную страны, но уже третий год никуда поехать не можем. Раньше — из-за коронавируса, сейчас — из-за того, что все федерации отказались принимать на соревнования спортсменов из Беларуси и России (после начала военных действий в Украине. — Прим. Onlíner). Пока мы взяли паузу, но активно тренироваться я не прекращаю.
Выступать на соревнованиях Софья планирует столько, на сколько хватит сил.
— Мне страшно даже представить, как это я не буду заниматься. А что ж я буду тогда делать-то? Прийти домой и сидеть перед телевизором — это точно не по мне. Так что о пенсии — в прямом и переносном смысле — пока не думаю. На работе мало кто знает о моих тренировках, а тот, кто знает, удивляется. Хвалят: «Молодец!» Одобряют мое увлечение и в семье. Внук, тот вообще в 3—4 годика любил ходить со мной на соревнования. На награждении стоял рядом со мной на пьедестале, и ему вешали на шею мою медаль. Счастливы были оба — и внук, и бабушка!
— Что вы пожелаете людям, которые хотят заняться спортом, изменить себя, но постоянно переносят это «на потом»?
— Если человек ленится, его бесполезно мотивировать. «Начну заниматься в понедельник», «с первого числа», «с пятницы, тринадцатого» — так говорит только тот, кто ищет причину, чтобы не делать. Надо просто идти и заниматься. Другое дело, некоторые новички стесняются, что в тренажерном зале на них посмотрят как-то «не так». Но стесняться нечего: тут все работают, и смотреть по сторонам на других некогда. И если вы тоже придете трудиться над собой, результат обязательно появится. Не бывает такого, чтобы человек работал — и все зря.